Телефон для связи:  +7 (499) 755-57-02
Почта:   info@ipro-group.ru

Компания Siemens и значение сертификатов конечного пользователя

Новости

В июле 2017 года появилась информация, что в Крым, в нарушение санкционного регулирования ЕС и США были поставлены газовые турбины SGT5-2000E концерна Siemens. В соответствии с санкциями ЕС (Решение Совета 2014/507/CFSP от 30.07.2014г.), введенными в связи с «украинским кризисом», физическим и юридическим лицам в юрисдикции ЕС запрещено совершать следующие действия в Крыму и Севастополе: а) участвовать в финансировании инфраструктурных (транспорт, телекоммуникации, энергетика) проектов; б) участвовать в совместных предприятиях, осуществляющих деятельность в обозначенных проектах; в) приобретать доли в компаниях осуществляющих деятельность в проектах в соответствии с пунктом (а); г) продавать, поставлять, перевозить (отдельно указаны «суда» под флагом ЕС) оборудование и технологии направленные на осуществление проектов в соответствии с пунктом (а); д) оказывать техническое содействие, брокерские услуги, обучение по обозначенным проектам. За этим последовала подача искового заявления Siemens к Технопромэкспорт и ООО «Сименс технологии газовых турбин» в Арбитражный суд г. Москвы, а также введение новых санкций ЕС к “лицам причастным к нарушению” – ЗАО “Интеравтоматика”, ООО “ВО”Технопромэкспорт”, А.В. Черезова, Е.П. Грабчака и С.А. Топор-Гилка

Произошло это несмотря на наличие в Siemens квалифицированных специалистов, закрепленных договорных ограничений и  соответствующих заверений со стороны российских контрагентов. На этапе поставки и получения экспортной лицензии обычно требуется, чтобы экспортер предоставлял Сертификат (End-User Certificate) конечного пользователя для подтверждения конечного использования оборудования, которое он хочет экспортировать. Сертификаты конечного пользователя обычно содержат информацию о конкретном детальном конечном использовании товаров и определяют конкретные операции, которые должны выполняться с товарами. Конечный пользователь обычно должен подтвердить, что товары будут передаваться только лицам, на которых не наложены санкции, оборудование и технологии будут использоваться исключительно в гражданских целях и не будут реэкспортироваться без одобрения соответствующих органов. Подписываются данные Сертификаты непосредственно компанией, которая получает и будет использовать оборудование или технологию.

Абстрагируясь от причин, по которым возникла данная ситуация, следует попробовать определить, какое влияние окажет данный скандал на взаимодействия российских компаний с иностранными партнерами и какие внутренние процессы следует отстраивать компаниям, которые намерены продемонстрировать приверженность соблюдению законодательных и договорных ограничений. На наш взгляд, произойдет дальнейшее усиление контроля и договорной ответственности за нарушение санкций и экспортного контроля между российскими и иностранными партнерами. Это может касаться и требования дополнительных заверений, а также внесение в договорную документацию повышенных штрафных санкций за нарушение санкционного регулирования. Органы экспортного контроля государств-членов ЕС могут посещать компании, чтобы удостовериться в выполнении ими своих обязательств и наличии соответствующих внутренних контролей. И раз уж этого требует регуляторы на внутреннем рынке ЕС, то к этому будут стремиться и европейские/международные компании. Не в последнюю очередь, чтобы продемонстрировать собственному регулятору, что компания сделала все возможное/от нее зависящее, чтобы надлежащим образом исполнить законодательные требования. Компаниям, которые хотят развивать международное сотрудничество и продемонстрировать партнерам важность, которую импортер придает соблюдению санкционного регулирования и правил экспортного контроля, целесообразно создать соответствующую комплаенс-программу. Данная программа, кроме внедрения внутренних политик, назначения ответственных подразделений и создания контрольных механизмов потребует и должного и регулярного обучения специалистов компании. Но самое главное – реальной приверженности каждого работника и менеджмента компании принятым правилам.

Автор: