Закон "о суверенном интернете"
Закон «о суверенном интернете». Чего ожидать?
C 1 ноября 2019 года[1] вступает в силу Федеральный закон, который был принят в апреле 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации», более известный как закон «о суверенном интернете».
Предпосылкой к подобным изменениям стала Стратегия национальной кибербезопасности США, принятая в сентябре 2018 года, которая обвинила Россию в совершении хакерских атак. В ответ на столь агрессивные заявления, были разработаны поправки, нацеленные на усиление надежности российский информационно-телекоммуникационных сетей и Интернета в целом.
В первую очередь, грядущие изменения коснутся:
- Пользователей и поставщиков облачных решений
- Разработчиков веб-браузеров
- Разработчиков решений для сети-Интернет
- Операторов связи
- Владельцев линий связи, пересекающих границу РФ
Поскольку IT-индустрия остается наиболее динамично развивающейся отраслью как в России, так и в мире, число людей, на которых закон окажет непосредственное влияние, чрезвычайно высоко.
Что же нас ожидает, чего стоит опасаться и на какие моменты следует обратить особое внимание?
- Закон запрещает использование незарегистрированных точек обмена трафиком.
- Изменится порядок блокировки контента. Если раньше контент блокировали операторы связи по требованию Роскомнадзора, то после вступления в силу закона блокировку будет осуществлять Роскомнадзор без участия операторов. Техническая составляющая вопроса, а именно то, каким образом будут синхронизированы средства операторов и госоргана, пока остается неизвестной.
- Вводится принудительная маршрутизация только через российские сети и точки обмена трафиком. Например, при необходимости передачи данных из точки «А» в точку «Б», находящихся в России, запрещено включать в маршрут точки, располагающиеся в иностранных государствах. Кроме того, Роскомнадзор наделяется полномочием признавать отдельные точки нестабильными и, соответственно, может предписать маршрут трафика по своему усмотрению, что, в свою очередь, не всегда положительно сказывается на скорости или качестве соединения.
- Владельцы сетей могут понести дополнительные расходы в случае, если они не установят технические средства ОРМ и средства проверки блокировок.
- Запрещены государственные закупки программного обеспечения, которое предусматривает облачное хранение данных в иностранных юрисдикциях. При этом данные изменения предусмотрены в законодательстве о связи, но непосредственно затрагивают взаимоотношения, которые регулируются в рамках федеральных законов № 223 и № 44.
- Активно внедряется ГОСТ Р. 34.12-2015 для взаимодействия с государственными стандартами шифрования («Кузнечик»).
Для того, чтобы заранее подготовиться к изменениям, компаниям необходимо:
- проверить наличие в компании автономных систем (ASN) и возможность отказа от них;
- проверить факт использования иностранных облачных сервисов и, при необходимости, исключить их;
- заложить в бюджет возможные денежные расходы, а также провести обучение персонала, либо нанять в штат технических специалистов, если они отсутствовали ранее.
Управляющий партнер I-PRO Шамиль Салаватов высказал следующее мнение по поводу Закона «о суверенном интернете».
«Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов, что отдельные нормы Закона потребуют последующей доработки и унификации с другими актами, а также, что не вся техническая основа для реализации законодательного акта подготовлена на 100%.
Несмотря на широкое обсуждение Законопроекта в СМИ, не все разобрались в сути предлагаемых решений и технических аспектов, которое предусматривает регулирование.
Закон в первую очередь предусматривает меры направлены на установление дополнительного контроля за существующим в сети Интернет контентом, а также на ограничение доступа к нежелательной информации. Как никогда остается актуальным вопрос о том, что есть «нежелательный контент» с точки зрения государства, ведь именно оно сейчас будет решать, какая информация подлежит блокировке.
В настоящий момент мы можем констатировать лишь тот факт, что с внедрением новых технических средств дополнительная нагрузка, в том числе бюрократическая, ляжет на участников рынка, может пострадать качество и скорость предоставляемых услуг связи.
Надеемся регулятор в лице Роскомнадзора, при осуществлении мер контроля будет действовать взвешенно и разумно, а имплементация уточняющих подзаконных актов не заставит себя ждать».
[1] За исключение отдельных положений, касающихся национальных стандартов шифрования при взаимодействии государственных и муниципальных органов и граждан.
Автор: Юрист, Алла Тиунова