Телефон для связи:  +7 (499) 755-57-02
Почта:   info@ipro-group.ru

Реально ли обжаловать санкции США или ЕС?

Материалы

Реально ли обжаловать санкции США или ЕС?

Включение лица в международные санкционные списки – неприятное событие, которое может повлечь за собой финансовые и репутационные потери. Какова процедура и сроки обжалования санкционного постановления ЕС? Каковы перспективы удовлетворения требований об исключении лица из санкционных списков США? Постараемся ответить на эти вопросы в материале.

В настоящее время наиболее активными в части имплементации санкционных норм являются США и ЕС. Рассмотрим процедуру обжалования санкций в каждой юрисдикции.

Соединенные Штаты Америки

Административная процедура - обжалование в OFAC

Лицо, включенное в санкционные списки (в SDN List или SSI List (секторальные санкции), вправе обратиться с заявлением о пересмотре решения о применении санкций в OFAC (Управление по контролю над иностранными активами США), которое занимается разработкой и применение санкций.

В заявлении необходимо:

  • представить подтверждение отсутствия достаточных оснований для применения санкций
  • предложить принять дополнительные меры, которые устранят основания для наложения санкций (например, реорганизация)

Перспективы обжалования решений OFAC, как правило низкие, поскольку у OFAC нет обязанности раскрывать основания принятого решения и предоставлять доступ к имеющейся у OFAC информации и документам. Санкционный орган США вправе запросить дополнительную информацию при рассмотрении заявления, но, как правило, этого не делает.

Заявитель может ходатайствовать об очном рассмотрении заявления о пересмотре решения о применении санкций, однако OFAC вправе также такое ходатайство отклонить. По результатам рассмотрения заявления выносится письменное решение, однако отсутствует установленный срок для принятия решения, в силу чего решение может не выноситься годами.

Судебная процедура - обжалование в федеральный суд США

В случае получения отрицательного решения OFAC или не получения решения в разумный срок, можно обратиться в федеральный суд США.

В американских судах руководствуются ограниченным предметом исследования, который заключается в следующем:

  • суд не вправе устанавливать фактические обстоятельства дела
  • суд исследует решение OFAC на предмет наличия рационального основания, оценивая его с точки зрения критериев "дискреционности и произвольности" ("arbitrary and capricious" standard).[1]

Срок разбирательства в американском суде составляет от года до нескольких лет. Процент удовлетворения исков крайне низкий, однако в некоторых случаях стороны заключают мировое соглашение, или OFAC исключает заявителя из списка после начала судебного разбирательства.

Административная процедура - обжалование в End-UserReviewCommittee (ERC)

Один из видов санкционных списков - the Bureau of Industry and Security (BIS) Entity List, который создается, утверждается и изменяется Бюро промышленности и безопасности США. Лицо, включенное в BIS Entity List, вправе обратиться с заявлением о пересмотре решения о применении санкций в the End-User Review Committee (ERC), представив подтверждающие документы. Срок для принятия решения – 30 дней с даты поступления заявления в ERC, однако данный срок может быть продлен. По результатам рассмотрения заявления выносится письменное решение, которое направляется заявителю.

Европейский союз

В Европейском союзе приняты следующие формы обжалования санкций:

  • Ø административный запрос на пересмотр решения в Совет ЕС – малоэффективная процедура, которая редко используется
  • Ø двухступенчатая система рассмотрения дела в Суде ЕС:
    • Общий суд ЕС (General Сourt)
    • Европейский суд (Court of Justice)

Срок для обращения – 2 месяца с момента принятия санкций.

            Предметом исследования в судах ЕС, как правило являются следующие вопросы: 

  • «интерпретация соответствующих фактов уполномоченным органом»
  • «аккуратность, достоверность и последовательность доказательств»

  • «достаточность доказательств для подтверждения сделанных органом выводов»[2]

Стандартные доводы, которые может заявить лицо при обращении в Суд ЕС:

  • отсутствие надлежащей аргументации для включения в санкционный список
  • неверная оценка обстоятельства дела, отсутствие доказательств, подтверждающих выводы
  • нарушение права на собственность (ст. 17 Хартии ЕС)
  • нарушение принципа соразмерности
  • нарушение права на защиту, беспристрастное рассмотрение дела (ст. 47 Хартии ЕС, ст. 6,13 Европейской конвенции) - непредставление документов заинтересованному лицу

Срок рассмотрения дела в Общем суде ЕС в среднем от 18 до 30 месяцев, в Европейском суде в среднем до 30 месяцев. Заявитель вправе просить об ускоренном рассмотрении дела.

Обжалование санкций ЕС в Европейском суде по правам человека («ЕСПЧ») также имеет свои особенности:

  • обращение возможно только после исчерпания национальных способов защиты права
  • обращение предполагает оспаривание законодательных положений о санкциях конкретного государства-члена ЕС, а не ЕС в целом
  • долгие сроки рассмотрения дела – до 5 лет и более. 

Рассмотрение судом общей юрисдикции ЕС таких исков по первой инстанции длится, как правило, около двух лет. Добиться ускоренной процедуры или приостановления действия санкций в течение разбирательства на практике  практически невозможно.

Практические примеры обжалования санкционных актов

ОлегДерипаска v. OFAC, Steven T. Mnuchin etc.

Олег Дерипаска добился исключения компаний UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго» из санкционных списков (SDN List) путём проведения переговоров с OFAC и рассмотрения дела специальной комиссией. При этом обязательным условием исключения г-на Дерипаски из санкционных списков было сокращение доли Дерипаски в компаниях, на что бизнесмен согласился (например, он снизил свою долю в EN+ на 25% (с 70 до 44,95%).

15 марта 2019 г. стало известно, что предприниматель подал иск в суд с требованиями исключить его лично из перечня SDN лиц и так называемого «кремлевского доклада», однако до сих пор решение не принято, и г-н Дерипаска остается фигурантом санкционных списков.

Дело T-155/13 Babak Zanjani v. Council of the European Union

Требование: аннулирование решение Совета ЕС о применении ограничительных мер 2012/829/CFSP от 21.12.2012

Решение суда от 03.07.2014: требование удовлетворить

Основания:

  • Совет ЕС не раскрыл суду и заявителю данные, которые считает секретными и наличием которых обосновывает применение санкций
  • не представлены доказательства соответствия заявителя критериям для включения в санкционный список
  • представленное обоснование имеет слишком общий и недетализированный характер

Дело Al-Dulimi and Montana Management Inc. v. Switzerland (Application no. 5809/08)

            Суть дела: Жалоба в ЕСПЧ подана в связи с конфискацией имущества уполномоченными органами Швейцарии в нарушение порядка ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод во исполнение резолюции Совбеза ООН

            Основания: суд решил, что меры швейцарских властей не были соразмерными, и имело место ограничение права на доступ к правосудию, а также что был нарушен справедливый баланс между правом на защиту собственности и законной целью, преследуемой государством

Верховный суд Великобритании, Bank Mellat vs. HM Treasury

            Требование: о снятии ограничений, наложенных казначейством Великобритании на финансовую деятельность банка в рамках исполнения Акта о противодействии терроризму 2008 года.

            Решение суда: требование удовлетворить

            Основания:

  • ограничительные меры являются произвольными, непропорциональными и дискриминационными
  • нарушена справедливая процедура рассмотрения, поскольку банк не был предварительно уведомлен о наложении мер и не мог представить пояснения

            Рекомендации 

Для успешного обжалования санкций необходимо обосновать отсутствие адекватной мотивировки и наличие явных ошибок в оценке регулятором фактических обстоятельств дела.

Важно предоставить доказательства, опровергающие правильность одновременно всех оснований, использованных для включения в санкционный список, и исключающие причастие лица к событиям, послуживших основанием для включения.

Даже одного основания может оказаться достаточно для сохранения лица в санкционном списке.

 


[1] Дело “Holy Land Found. for Relief and Dev. v. Ashcroft”, 219 F.Supp.2d 57, 67 (D.D.C. 2002); Al-Aqeel, 568 F.Supp.2d

[2] Дело T-228/02 PeoplesMojahedinOrganizationofIran [2006] ECRII-4665

Автор: