Реально ли обжаловать санкции США или ЕС?
Реально ли обжаловать санкции США или ЕС?
Включение лица в международные санкционные списки – неприятное событие, которое может повлечь за собой финансовые и репутационные потери. Какова процедура и сроки обжалования санкционного постановления ЕС? Каковы перспективы удовлетворения требований об исключении лица из санкционных списков США? Постараемся ответить на эти вопросы в материале.
В настоящее время наиболее активными в части имплементации санкционных норм являются США и ЕС. Рассмотрим процедуру обжалования санкций в каждой юрисдикции.
Соединенные Штаты Америки
Административная процедура - обжалование в OFAC
Лицо, включенное в санкционные списки (в SDN List или SSI List (секторальные санкции), вправе обратиться с заявлением о пересмотре решения о применении санкций в OFAC (Управление по контролю над иностранными активами США), которое занимается разработкой и применение санкций.
В заявлении необходимо:
- представить подтверждение отсутствия достаточных оснований для применения санкций
- предложить принять дополнительные меры, которые устранят основания для наложения санкций (например, реорганизация)
Перспективы обжалования решений OFAC, как правило низкие, поскольку у OFAC нет обязанности раскрывать основания принятого решения и предоставлять доступ к имеющейся у OFAC информации и документам. Санкционный орган США вправе запросить дополнительную информацию при рассмотрении заявления, но, как правило, этого не делает.
Заявитель может ходатайствовать об очном рассмотрении заявления о пересмотре решения о применении санкций, однако OFAC вправе также такое ходатайство отклонить. По результатам рассмотрения заявления выносится письменное решение, однако отсутствует установленный срок для принятия решения, в силу чего решение может не выноситься годами.
Судебная процедура - обжалование в федеральный суд США
В случае получения отрицательного решения OFAC или не получения решения в разумный срок, можно обратиться в федеральный суд США.
В американских судах руководствуются ограниченным предметом исследования, который заключается в следующем:
- суд не вправе устанавливать фактические обстоятельства дела
- суд исследует решение OFAC на предмет наличия рационального основания, оценивая его с точки зрения критериев "дискреционности и произвольности" ("arbitrary and capricious" standard).[1]
Срок разбирательства в американском суде составляет от года до нескольких лет. Процент удовлетворения исков крайне низкий, однако в некоторых случаях стороны заключают мировое соглашение, или OFAC исключает заявителя из списка после начала судебного разбирательства.
Административная процедура - обжалование в End-UserReviewCommittee (ERC)
Один из видов санкционных списков - the Bureau of Industry and Security (BIS) Entity List, который создается, утверждается и изменяется Бюро промышленности и безопасности США. Лицо, включенное в BIS Entity List, вправе обратиться с заявлением о пересмотре решения о применении санкций в the End-User Review Committee (ERC), представив подтверждающие документы. Срок для принятия решения – 30 дней с даты поступления заявления в ERC, однако данный срок может быть продлен. По результатам рассмотрения заявления выносится письменное решение, которое направляется заявителю.
Европейский союз
В Европейском союзе приняты следующие формы обжалования санкций:
- Ø административный запрос на пересмотр решения в Совет ЕС – малоэффективная процедура, которая редко используется
- Ø двухступенчатая система рассмотрения дела в Суде ЕС:
- Общий суд ЕС (General Сourt)
- Европейский суд (Court of Justice)
Срок для обращения – 2 месяца с момента принятия санкций.
Предметом исследования в судах ЕС, как правило являются следующие вопросы:
- «интерпретация соответствующих фактов уполномоченным органом»
- «аккуратность, достоверность и последовательность доказательств»
- «достаточность доказательств для подтверждения сделанных органом выводов»[2]
Стандартные доводы, которые может заявить лицо при обращении в Суд ЕС:
- отсутствие надлежащей аргументации для включения в санкционный список
- неверная оценка обстоятельства дела, отсутствие доказательств, подтверждающих выводы
- нарушение права на собственность (ст. 17 Хартии ЕС)
- нарушение принципа соразмерности
- нарушение права на защиту, беспристрастное рассмотрение дела (ст. 47 Хартии ЕС, ст. 6,13 Европейской конвенции) - непредставление документов заинтересованному лицу
Срок рассмотрения дела в Общем суде ЕС в среднем от 18 до 30 месяцев, в Европейском суде в среднем до 30 месяцев. Заявитель вправе просить об ускоренном рассмотрении дела.
Обжалование санкций ЕС в Европейском суде по правам человека («ЕСПЧ») также имеет свои особенности:
- обращение возможно только после исчерпания национальных способов защиты права
- обращение предполагает оспаривание законодательных положений о санкциях конкретного государства-члена ЕС, а не ЕС в целом
- долгие сроки рассмотрения дела – до 5 лет и более.
Рассмотрение судом общей юрисдикции ЕС таких исков по первой инстанции длится, как правило, около двух лет. Добиться ускоренной процедуры или приостановления действия санкций в течение разбирательства на практике практически невозможно.
Практические примеры обжалования санкционных актов
ОлегДерипаска v. OFAC, Steven T. Mnuchin etc.
Олег Дерипаска добился исключения компаний UC Rusal, En+ и «Евросибэнерго» из санкционных списков (SDN List) путём проведения переговоров с OFAC и рассмотрения дела специальной комиссией. При этом обязательным условием исключения г-на Дерипаски из санкционных списков было сокращение доли Дерипаски в компаниях, на что бизнесмен согласился (например, он снизил свою долю в EN+ на 25% (с 70 до 44,95%).
15 марта 2019 г. стало известно, что предприниматель подал иск в суд с требованиями исключить его лично из перечня SDN лиц и так называемого «кремлевского доклада», однако до сих пор решение не принято, и г-н Дерипаска остается фигурантом санкционных списков.
Дело T-155/13 Babak Zanjani v. Council of the European Union
Требование: аннулирование решение Совета ЕС о применении ограничительных мер 2012/829/CFSP от 21.12.2012
Решение суда от 03.07.2014: требование удовлетворить
Основания:
- Совет ЕС не раскрыл суду и заявителю данные, которые считает секретными и наличием которых обосновывает применение санкций
- не представлены доказательства соответствия заявителя критериям для включения в санкционный список
- представленное обоснование имеет слишком общий и недетализированный характер
Дело Al-Dulimi and Montana Management Inc. v. Switzerland (Application no. 5809/08)
Суть дела: Жалоба в ЕСПЧ подана в связи с конфискацией имущества уполномоченными органами Швейцарии в нарушение порядка ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод во исполнение резолюции Совбеза ООН
Основания: суд решил, что меры швейцарских властей не были соразмерными, и имело место ограничение права на доступ к правосудию, а также что был нарушен справедливый баланс между правом на защиту собственности и законной целью, преследуемой государством
Верховный суд Великобритании, Bank Mellat vs. HM Treasury
Требование: о снятии ограничений, наложенных казначейством Великобритании на финансовую деятельность банка в рамках исполнения Акта о противодействии терроризму 2008 года.
Решение суда: требование удовлетворить
Основания:
- ограничительные меры являются произвольными, непропорциональными и дискриминационными
- нарушена справедливая процедура рассмотрения, поскольку банк не был предварительно уведомлен о наложении мер и не мог представить пояснения
Рекомендации
Для успешного обжалования санкций необходимо обосновать отсутствие адекватной мотивировки и наличие явных ошибок в оценке регулятором фактических обстоятельств дела.
Важно предоставить доказательства, опровергающие правильность одновременно всех оснований, использованных для включения в санкционный список, и исключающие причастие лица к событиям, послуживших основанием для включения.
Даже одного основания может оказаться достаточно для сохранения лица в санкционном списке.
[1] Дело “Holy Land Found. for Relief and Dev. v. Ashcroft”, 219 F.Supp.2d 57, 67 (D.D.C. 2002); Al-Aqeel, 568 F.Supp.2d
[2] Дело T-228/02 People’sMojahedinOrganizationofIran [2006] ECRII-4665