Телефон для связи:  +7 (499) 755-57-02
Почта:   info@ipro-group.ru

Ответственность за нарушение санкций

Материалы

Ответственность за нарушение международных санкций

Ответственность для лиц, признанных виновными в нарушении санкционных предписаний, может быть довольно жесткой. Чем нарушение санкционных норм может обернуться для компании и её собственников? Какие меры будут предприняты в отношении физического лица? В чем разница ответственности гражданина, резидента и/или нерезидента? И самое главное, что делать, если компанию или лицо всё-таки признали виновными в нарушении санкций?

1. Меры ответственности

В зависимости от государства, нарушение санкций может повлечь административную или уголовную ответственность либо их сочетание. Как правило, к ответственности могут быть привлечены и физические, и юридические лица. В зависимости от страны, уголовная ответственность может быть установлена либо только для физических лиц, либо также и для юридических лиц. Кроме того, нарушение санкций может повлечь и договорную ответственность.

В некоторых юрисдикциях одной из мер ответственности за нарушение санкционных норм является отказ в предоставлении лицу финансирования или иных финансовых услуг.   

2. Субъектный состав

Субъектный состав во многом зависит от санкционной юрисдикции, а также от целей их введения. Субъектами могут стать высшие должностные лица государства, если санкции носят политический подтекст, или же организации определенной отрасли (например, нефтеперерабатывающей, молочной и других), если введены секторальные санкции.

Например, говоря о субъектном составе американских санкций, следует отметить, что к ним относятся:

  • американские граждане (включая бипатридов)
  • постоянные резиденты (держатели грин-карт)
  • юридические лица, зарегистрированные в США
  • любое лицо, находящееся в США, чья трудовая деятельность связана с США, включая любых сотрудников, управляющий состав американских или неамериканских компаний, являющихся гражданами или постоянными резидентами США, вне зависимости от их местонахождения
  • не граждане и нерезиденты США, имеющие существенную связь с США - например, поставляющие товары из США или иным образом вовлеченные в экспорт или другие операции с «санкционными» странами  

Вместе с тем, санкционными нормами США в отношении Кубы и Ирана предусмотрено, что санкционные предписания должны соблюдать также неамериканские юридические лица, контролируемы лицами из США. Таким образом, американские санкции имеют экстерриториальный характер.                   

3. Санкционные юрисдикции

Несмотря на то, что основные источники санкционного регулирования США и ЕС, как правило, синхронизируют свои действия и содержание нормативных актов, ответственность за нарушение санкций и отдельные особенности привлечения к ответственности в каждой отдельной стране могут отличаться. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

3.1.          США

Власти США имеют тенденцию особенно агрессивно применять наказания за нарушение санкционного законодательства. Такими нарушениями являются, например, поставка товаров лицам, находящимся в санкционных списках либо лицам, которые в свою очередь взаимодействуют с санкционными (в тех случаях, если лицо знало о конечном получателе продукции или не предприняло должных мер для установления получателя).

Так, например, за нарушение Правил экспортного контроля («ПЭК») предусмотрено:

  • уголовное наказание в размере до 1 миллиона долларов США и до 20 лет лишения свободы за каждое преступление
  • гражданско-правовые санкции в виде штрафа в размере до 250 тысяч долларов (для физических лиц) или до 1 миллиона долларов США (для юридических лиц) за одно нарушение или двукратный размер прибыли или убытков, появившихся в результате нарушения правил (в зависимости от того, какая из сумм больше)[1]
  • Бюро промышленности и безопасности (Bureau of industry and security, BIS) вправе отказать лицу в предоставлении экспортных привилегий

Поскольку указанные в нормативных актах суммы точно не определены, окончательный размер штрафов рассчитывается исходя из обстоятельств каждого отдельного дела.

Как правило, OFAC принимает во внимание следующие обстоятельства:

  • является ли данной нарушение режима санкций «вопиющим нарушением» (egregious case)
  • сообщил ли нарушитель о своих действиях регулятору в добровольном порядке (voluntary self-disclosure)

Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах.

USAvs. BNPParibasS.A. (France), 2014[2]

В 2014г. международный банк BNPParibasS.A. заключил соглашение с OFACна общую сумму $8,9млрд. за нарушение иранских санкций (InternationalEmergencyEconomicPowersAct (“IEEPA”). В течение многих лет различные подразделения банка в разных странах осуществляли платежи в адрес или принимали платежи от санкционных лиц с использованием системы SWIFT, задействуя таким образом американскую платежную систему, то есть осуществляли платежи в долларах США. Из платежных документов удалялась информация о санкционных лицах с тем, чтобы комплаенс подразделение и/или регулятор не могли установить истинных получателей платежей.

Помимо уголовных и гражданско-правовых мер, OFAC также может применить административные меры, напрямую не связанные с административной̆ ответственностью, например:

  • ликвидировать компанию – нарушителя
  • отозвать лицензию на занятие определенной деятельностью, например, банковской или страховой

3.2.          Великобритания

Ввиду предстоящего выхода Великобритании из ЕС, британское правительство опубликовало регламент об антироссийских санкциях, который должен вступить в силу после Brexit[3].

Британское правительство подчеркнуло, что регламент заменит действующее европейское санкционное регулирование, однако при более детальном изучении акта становится понятно, что предлагаемые Великобританией санкции будут намного жестче.

  • Например, санкции против России будут обязаны исполняться не только на территории Великобритании, но и британскими подданными за ее пределами (экстерриториальное действие санкций).
  • Полномочия по контролю будут распространяться на британские и иностранные морские суда в международных водах. Для контроля за соблюдением торгового эмбарго в отношении Крыма или запрета на поставки в Россию военной продукции или товаров двойного назначения британские морские офицеры вправе будут останавливать суда и конфисковывать запрещенные товары.
  • Также, Великобритания сможет вносить в санкционный список новых российских граждан и компании. Основным отличием от правил, установленных в ЕС, станет возможность для Великобритании засекречивать внесение в список конкретного лица.
  • Наиболее строгим наказанием за нарушение санкционного режима станет уголовная ответственность. Например, за нарушение запрета экспортировать военные товары и технологии в Россию, лицо может понести уголовную ответственность по совокупности приговоров в виде тюремного заключения в Англии и Уэльсе сроком до 12 месяцев и (или) штрафа.
  • Гражданская ответственность за нарушение санкционных режимов определяется Казначейством Её Величества – максимальный штраф составляет до 1 млн. фунтов стерлингов или 50% стоимости полученных от запрещенной транзакции финансовых ресурсов, но в любом случае не больше 1 млн. фунтов стерлингов

3.3.          Германия

В Германии, как и во многих странах ЕС, также предусмотрена ответственность за нарушение санкционного режима.

Наиболее строгим наказанием является уголовная ответственность. Умышленное нарушение санкционного режима карается наказанием в виде заключения на срок от 3 месяцев до 5 лет; нарушение санкционного регулирования по неосторожности грозит штрафом до 500 тысяч евро.

Помимо уголовной, в законодательстве Германии также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа размером до 500 тысяч евро для физических лиц и до 10 млн. евро для юридических лиц.

В январе 2018 года на немецкую компанию из города Ульм был наложен штраф в размере 190 тысяч евро за незаконный экспорт машин в Россию.

Представитель таможенной службы Германии пояснил, что экспортируемые машины могли быть использованы в военных целях (так называемые dual-usegoods). Таким образом, экспорт подобных товаров был возможен только с разрешения соответствующих государственных органов.

  • “Голландские поставщики”

В мае 2018г. стало известно, что Генеральная прокуратура Нидерландов ведёт расследование в отношении 7 голландских компаний, среди которых DematecEquipment и BiljardHydrauliek, которые якобы участвовали в поставке копра (дизельного молота для забивания свай) при строительстве Крымского моста и проводили наладку сопутствующего оборудования. Если предъявленные обвинения подтвердятся, то голландским компаниям может грозить штраф до 820 тысяч евро, а их руководителям штраф на сумму до 82 тысяч евро или заключение на срок до 6 лет.

Во избежание не только включения российской компании в санкционные списки, но и негативных последствий для её иностранных партнеров рекомендуем внимательно прорабатывать контрактные положения, детали международных поставок, проявлять должную осмотрительность при выборе провайдеров услуг (страховщика, логистической компании, финансовой организации). В ряде случаев, мы предлагаем клиентам предварительно согласовать транзакцию с санкционным регулятором в той или иной юрисдикции.

В случае, если у Вас появились дополнительные вопросы, мы будем рады обсудить их с Вами лично.


[1] Раздел V.B.2.a Приложения A к Руководству Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) по применению экономических санкций, Свод федеральных нормативных актов, глава 31, часть 501

Автор: