Компании, контролируемые санкционными лицами
Компании, контролируемые санкционными лицами
Вопросы, связанные с санкционными рисками, являются одними из самых актуальных среди наших клиентов. Постараемся ответить на вопросы о том, когда компания считается контролируемой санкционными лицами, распространяются ли на компанию санкции, примененные к контролирующему ее лицу, а также следует ли уведомлять об этом иностранных контрагентов?
Когда компания считается контролируемой санкционными лицами?
В соответствии с общими указаниями OFAC (США) юридическое лицо считается «санкционным» если оно принадлежит на 50% и более санкционному лицу либо несколько санкционных лиц агрегировано владеют в компании долей, равной или превышающей 50%. Например, юридическое лицо будет считаться контролируемым санкционными лицами, если два лица включены в санкционные списки, и каждый из них владеет долей в капитале общества размере 25%; либо если три лица, включенных в санкционные списки, владеют долей в размере 17% каждый.
Регулирование ЕС дает более подробные пояснения относительно указанного вопроса, раскрывая значение понятий «владение» и «контроль».
В соответствии с п.п.5-6 статьи 1 Постановлением Совета ЕС 2580/2001 от 27.12.2001[1] «владение юридическим лицом» означает право собственности на долю в капитале юридического лица равную или более 50% или владение контрольным пакетом в компании[2].
«Контроль над юридическим лицом» означает любой из следующих признаков:
- право назначать или прекращать полномочия большинства членов административного, руководящего или надзорного органа такого юридического лица
- право единоличного контроля в соответствии с соглашением с другими акционерами или участниками
- право оказывать доминирующее влияние на юридическое лицо в соответствии с соглашением заключенным с этим юридическим лицом, или в соответствии с Уставом лица
- право использовать все или часть активов юридического лица
- управление бизнесом юридического лица на постоянной основе
- совместное и раздельное распределение финансовых обязательств юридического лица, группы или юридического лица, или лиц их гарантирующих
Распространяются ли на компанию санкции, примененные к контролирующему ее лицу?
В соответствии с санкционным законодательством США на лицо, контролируемое санкционными лицами, санкции распространяются в том же объеме, что и на лицо, прямо поименованное в санкционных списках. Это обусловлено тем, что имущество и имущественные права санкционного лица заблокированы, соответственно имущественные права, которые оно имеет в отношении какой-либо компании, также становятся санкционными, распространяя санкции на его дочерние или контролируемые лица. По общему правилу, имущество и имущественные права такого юридического лица блокируются вне зависимости от того, включено ли само юридическое лицо в санкционный перечень или нет.
Обращаем ваше внимание, что такое «автоматическое» распространение санкций имеет место лишь в случае, если санкционное лицо владеет долей в размере не менее 50% на праве собственности. Иными словами, юридическое лицо не подвергается автоматическим санкционным ограничениям лишь потому, что какое-либо лицо, включенное в санкционные списки, осуществляет контроль над ним, например, являясь должностным лицом или директором.
Аналогичная ситуация складывается в отношении европейских санкций – в случае, если лицо будет признано контролируемым, на него распространяются санкции, примененные к санкционному лицу.
Согласно рекомендациям OFAC, «лицам США рекомендуется действовать осторожно при рассмотрении сделки с незаблокированной организацией, в которой одно или несколько заблокированных лиц имеют значительную долю владения, составляющую менее 50 %, или которую одно или несколько заблокированных лиц могут контролировать посредством владения контрольным пакетом акций. Такие субъекты могут быть предметом будущих назначений или принудительных действий со стороны OFAC».
При этом, европейское санкционное регулирование для определения «санкционности» лица предлагает участникам рынка более тщательно проверять суть отношений акционеров и (или) участников контролируемых компаний, так, например, наличие соглашений об управлении обществом, предоставляющее «санкционному» собственнику дополнительные права контроля.
Случай из практики
- Сobham Holdings,Inc./Aeroflex/Metelics, Inc./Алмаз-Антей
Американская компания Cobham Holdings, Inc. подписала соглашение об урегулировании гражданской ответственности от имени принадлежащей ей ранее Aeroflex/Metelics, Inc. в размере 87.507 $ США, за нарушение «украинских санкций».[3]
Нарушение заключалось в том, что в период с 2014 по 2015 года компания Aeroflex/Metelics, Inc. через дистрибьютора в Канаде и России реализовала выключатели-ограничители и кремниевые диоды ООО “Алмаз-Антей Телекоммуникации”, которое не было напрямую указано в санкционных списках, но 51% в котором принадлежит санкционному АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Наши рекомендации
Проводя санкционный аудит, рекомендуем внимательно подходить к вопросу установления бенефициарной схемы владения ваших контрагентов. При наличии обоснованных сомнений, предпочтительно запрашивать заключение независимых специалистов в области санкционного регулирования.
Наложение санкций или наличие в числе участников или акционеров лица лиц, включенных в санкционные списки, — это неприятное, но, тем не менее, прогнозируемое явление, которое можно избежать, если тщательно анализировать обстоятельства сделки, корпоративную структуру контрагентов и условия взаимоотношений.